Разрешительные документы по поставкам в Китай пшеницы, выращенной в Сибири, были подписаны в середине декабря. С этого момента и в течении пяти лет Новосибирская, Омская области, Красноярский и Алтайский край могут экспортировать свое зерно в эту страну.
Примечательно, что в период переговоров практически не поднимался вопрос о поставках в Китай готовой продукции перемола. В экспертном сообществе это сразу вызвало много разговоров о сырьевой экспансии Поднебесной. Станет ли реальностью поставки алтайской пшеницы в Китай и как это может отразиться на местном рынке, об этом рассуждают наши эксперты.
Александр Карлин: «Слоеные булочки можно довести до Китая»
Губернатор Алтайского края полагает, что экспортные поставки из региона должны осуществляться только в виде готовой продукции.
— Александр Богданович, алтайские сельхозпроизводители и мукомолы довольно скептически относятся к перспективам поставок нашей пшеницы в Китай.
Каково ваше мнение на этот счет?
— Я категорический сторонник того, чтобы из Алтайского края вывозилась продукция зернопереработки и как можно более глубокой. Здесь я думаю объяснять понятные причины нет нужды. И я буду чрезвычайно удовлетворен, если наши китайские партнеры будут закупать у нас муку, крупу, макароны, вплоть до готовых и приготовленных изделий. Даже слоеные булочки из алтайской муки можно успеть довести до Китая и дать возможность попробовать им нашу замечательную продукцию.
— Все-таки, если поставки алтайской пшеницы в Китай станут возможными, как это отразится на местной мукомольной отрасли?
— Что касается зерна, то здесь Алтайский край имеет еще серьезные запасы мощностей по переработки. Это касается выпуска и муки и крупы и макарон. Поэтому я думаю, что наши зернопереработчики найдут с нашими крестьянами общий язык и крестьяне были заинтересованы в реализации своей продукции на территории Алтайского края.
Александр Бедарев: «Китайцы выгребут зерно в Красноярском крае»
Александр Бедарев.
Генеральный директор агропромышленной компании «Мельник» полагает, что поставки алтайской пшеницы в Китай будут незначительными.
— Александр Федорович, на ваш взгляд, вообще возможны ли поставки алтайской пшеницы в Китай? Не станет ли это фикцией?
— Честно сказать, эта тема в меньшей степени нас касается, по той причине, что Министерство сельского хозяйства России, проводя торговые переговоры с Китаем по поводу возможностей экспорта из нашей страны сельхозпродукции, почти не коснулось и не настаивало на поставках продуктов перемола. Упоминались лишь овсяные хлопья. В итоге все свелось к тому, что поставляться будет только сырье — зерно. Есть еще один важный момент: поставка должна осуществляться не навалом, как мы привыкли, а в конкретной таре, либо в полипропиленовых мешках, либо в мягких контейнерах «биг-бэгах». Дело в том, что перевалка зерна на границе связана в с определенными проблемами. Российские зерновозы туда отправлять не хотят.
Плюс у нас с Китаем разная железнодорожная колея, поэтому либо надо переставлять тележки под зерновозами, либо перегружать продукцию. Китай, видимо, выбрал второй вариант.
— То есть, вы считаете, что в поставках алтайской пшеницы в Китай пока больше проблем, чем перспектив?
— Компания «Мельник» экспортом зерна не занимается, нам интересен экспорт продукции перемола. Но поскольку этот вопрос не был затронут при международных переговорах, мы этим не интересуемся. Данная тема будет актуальна либо для зернотрейдеров, которые специализируются на продаже пшеницы, либо самих сельхозпоизводителей, посчитавших, что цена в Китае более выгодная, чем в России.
— В «Союзе зернопереработчиков Алтая» полагают, что поставки в Китай могут оставить без сырья местные предприятия, которые просто встанут. Вы с этим согласны?
— Нет, внутренняя переработка вне опасности. Я считаю, что никакого дефицита зерна для алтайских зернопереработчиков не будет. Учитывая вывод большого количества мощностей в 2015 году, на Алтае хватит зерна всем. Предположим, что если такой дефицит все-таки возникнет, то в рамках таможенного союза мы можем закупать пшеницу в Казахстане, тем более, что с колебанием курса тенге к доллару, это стало значительно выгоднее. Подобные предложения есть.
— А могут ли поставки пшеницы в Китай взвинтить внутренние цены?
— Уже нет. Во-первых, я считаю, что это будут незначительные объемы. Во-вторых, прежде чем добраться до алтайской пшеницы китайцы выгребут зерно в Красноярском крае. В этом регионе оно избыточно и эта тенденция повторяется из года в год. С точки зрения почвенно-климатических условий Красноярский край расположен лучше, чем Алтай. Кроме того Красноярский край стоит на ступеньку выше по уровню агротехнологий и ведению растениеводства. У них порядка 1 млн. тонн зерна — это тот экспортный потенциал, который предназначен как для вывоза за пределы страны. Поэтому вполне закономерно, что красноярцы вместо поставок этого объема в центральную часть России решат отгрузить его в Китай, тем более, что они расположены на 1 тыс. километров ближе к китайскому переходу, нежели мы.
Александр Балаков: «Все зависит от предложения»
Александр Балаков, председатель фермерского союза Алтайского края.
По мнению председателя Союза крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края, поставки в Китай должны осуществляться не в виде сырья, а в качестве готовой продукции. При этом эксперт не исключает: если фермерам предложат хорошую цену, они будут продавать свою пшеницу на экспорт.
— Александр Анатольевич, на ваш взгляд, есть ли вообще потенциал у экспорта российской пшеницы в Китай? Какую роль в этом плане могут сыграть алтайские
сельхозпроизводители?
— На мой взгляд, алтайские фермеры со своей продукцией вряд ли выйдут на экспортный уровень. Эта тема скорее будет интересна каким-то зерновым компаниям. Кроме того, я глубоко убежден, что Алтайский край должен торговать не зерном, а мукой. Только в этом случае будет в полном объеме задействована переработка и сельхозпроизводители будут довольны адекватной и стабильной ценой на зерно.
— На вашей памяти были попытки поставок алтайской пшеницы на экспорт?
— Да, такие моменты есть. Зернотрейдеры периодически интересуются местной сельхозпродукцией. Однако объемы закупок на Алтае были не сильно большие, их скорее можно назвать единичными.
— Может ли сейчас сыграть эффект высокой цены? Курс рубля неуклонно снижается и зерно называется одним из самых перспективных экспортных продуктов. Мало того, по оценкам экспертов, в ближайшие годы Россия может стать главным поставщиком пшеницы на мировой рынок, учитывая что возможности по увеличению валового сбора в стране есть.
— Конечно, если будут достойные предложения, никто от них не откажется. Но надо понимать, что экспортные поставки это существенные объемы: не 10 тыс тонн, а 100 тыс тонн и больше. Я полагаю, что никто из алтайских фермеров такие объемы не осилит. Даже если он заключит договор поставки, то ему придется докупать продукцию на сторону, а таким образом он автоматически становится зернотрейдером.
— Нынешнюю цену на зерно в Алтайском крае вы можете назвать достойной?
— На сегодняшний день наиболее высокая цена предлагается на интервенционных торгах. И я могу назвать ее достойной. Пшеница IV класса выставляется за 10,4 тыс. рублей, ниже цена не опускается. Что касается III класса, то здесь цена остановилась на уровне 10,9 тыс. рублей за тонну.
Алтапресс. ру